Бах! Чернильная капля взорвалась на шее кадета Форнби, оставив грязное пятно под его накрахмаленным воротничком. Удачное попадание тут же было встречено взрывом смеха. А Форнби схватил линейку и пытаясь достать противника, через спинку скамейки смело бросился на абордаж.
Кадеты находились в лекционном зале в ожидании преподавателя вот уже 10 минут и теперь вся неудержимая юношеская энергия выплескивалась наружу.
"Цель захвачена!" прокричал кадет Чи-Фу, аккуратно наводя свою рогатку и отправляя второй снаряд в противника. На сей раз предупрежденный Форнби присел и снаряд ушел по кривой в низ зала.
Внезапно облаченная в черное рука материализовалась из воздуха и подхватила падающую ракету.
Кадеты замерли. В установившейся тишине, сопровождаемая взглядами, высокая фигура в безупречной форме Адмирала Флота прошествовала к центральному подиуму.
Лорд Ретмон прибыл.
Только легкая неуверенность в поступи выдавала протез, стоявший вместо левой ноги, сожженной взрывом плазменного орудия на "Аратусре". По слухам Капитан Флота Ретмон сам произвел последние выстрелы с обреченного корабля, на руках ползая по орудийной палубе и зубами дергая спусковые шнуры.
Черная перчатка из синтетической кожи охватывала его левую руку, или, вернее, ее механическую замену. Рука спазматически дергалась, выбивая постоянный ритм.
Затаив дыханием, кадеты стали высчитывать ритм. Слухи, ходящие по Академии, утверждали, что эта неисправность протеза указывала на уровень недовольства Лорда Ретмона своими студентами.
Шестьдесят ударов в минуту было признаком немедленных и неотвратимых телесных наказаний.
Кадеты задержали свое дыхание. 15, …20, …25 ударов. Пока все складывалось не так уж и плохо.
"Смарна, каким образом вы собираетесь выиграть сражение между флотами?", - неожиданно прозвучал вопрос.
Будучи представителем одной из старейших армейских династий, Смарна не раздумывая и секунды вскочил и, вытянув руки по швам своей безупречно выглаженной формы, выпалил:
"Сэр! Ни один капитан не ошибется, если разместит свой корабль борт о борт с кораблем противника, Сэр!".
Ретмон вздохнул, а наиболее наблюдательные студенты отметили, что черная рука увеличила свой ритм до 35 ударов.
"Отличный ответ, Сарна. Который, как я надеюсь, приведет к вашей немедленной, хоть и героической смерти во славу Императора. Потому что, если вам посчастливится выжить после отдачи подобного приказа, то ваша смерть от рук командующего сектором Гриссома, будет очень медленной и очень позорной".
"Кадет Чи-Фу. Давайте посмотрим, насколько ваши знания о тактике флотов лучше вашего умения целиться. Назовите основное построение флота?"
Ответа не последовало.
"В древности крупные боевые корабли называли линейными кораблями. Вам достаточно этой подсказки, молодой человек?"
"Эээ, основное построение флота - линия, сэр?"
"Да кадет, корабли сражаются в линейном построении. Они ведут бой в таком построении, потому что их орудия располагаются вдоль бортов кораблей. Так было раньше, так есть и сейчас".

Боевые построения
"Традиции Имперского Флота гласят, что все корабли ведут бой в составе боевых построений, так записано в 'Тактика Империум'".

Боевые корабли можно разделить на два основных типа: корабли, чья огневая мощь сосредоточена в курсовом секторе, и те, чья огневая мощь сосредотачивается по бортам. Корабли, ведущие огонь по курсу, должны атаковать, находясь в формации "строй фронта".

http://www.rolemancer.ru/sections/123/Line%20Astern.jpg

Тогда корабли, ведущие огонь с бортов, располагают на флангах боевых построений. Подобным же образом, корабли, ведущие огонь с бортов, располагаются в боевом порядке "строй кильватера",

http://www.rolemancer.ru/sections/123/Line%20Abrest.jpg

возглавляемым кораблем, ведущим огонь по курсу. Построения такого типа позволяют одновременно задействовать наибольшее количество орудий, в то время, как уязвимые зоны каждого из кораблей прикрываются следующим кораблем в строю. Выбор правильного построения критичен для достижения победы. Если вы командуете большой боевой группой, состоящей из одинакового количества кораблей обоих типов, то стоит обдумать формирование двух, поддерживающих друг друга, групп, из которых одна ведет бой в построении "строй кильватера", а другая в построении "строй фронта".

Маневрирование "Корабль обязан держать строй. Комиссары имеют приказ пристрелить любого капитана, который решится нарушить строй без особого приказа Адмирала".
Корабли меняют свое положение в пространстве каждый ход и поэтому поле битвы постоянно изменяется. Вы обязаны маневрировать, хотите того или нет. И первое правило при этом, - сохранять строй. Маневрирование с сохранением строя позволяет занять выгодную позицию таким образом, чтобы обрушить на врага массированный огонь с наиболее выгодной тактической позиции. Бой между двумя флотами, идущими на параллельных курсах всегда неэффективен. Каждый корабль ведет огонь только по противоположному, сбивая щиты и возможно нанося небольшие повреждения. И только удачное критическое попадание может нанести серьезный ущерб.

http://www.rolemancer.ru/sections/123/2-lien-astern.jpg

Идеальным же является маневр, приводящий к пересечению фланга вражеского строя. Этот маневр известен как "поставить черточку над T". Идеальным флангом для выполнения такого маневра является корма противника, - в таком случае он не сможет вести ответный огонь!

http://www.rolemancer.ru/sections/123/Cross%20enemy%20T.jpg

Но даже, если вы пересекаете фланг противника, когда у него есть возможность вести по вам ответный огонь, его это уже не спасет. Обходя противника по окружности, до шести кораблей одновременно смогут вести огонь, в то время как противник сможет вести огонь всего с двух. Шесть к двум или три к одному, не плохое преимущество, не правда ли? На самом деле ваше преимущество будет девять к одному. Древний летописец по имени Ланчестер вычислил, что боевая огневая мощь равна квадрату задействованных подразделений.

Ландшафт

"Корабли никогда не ведут бой в пустоте между звезд. По той простой причине, что даже если они окажутся там, им не суждено будет обнаружить друг друга. Сражения между космическими кораблями происходят в стратегически важных звездных системах, а солнечные системы не пусты".

Планеты создают прекрасный ландшафт для умелого нападающего. Они блокируют линию огня, перекрывая большую зону, что позволяет использовать планеты как щит, пока ваша боевая группа сближается, с ничего не подозревающим, флотом противника. Более важно то, что, используя гравитационный колодец планеты, капитан может совершить необходимые ему маневры для того, чтобы поставить черточку над Т строя противника.
Астероиды хоть и не обладают гравитационными колодцами, но все же могут быть использованы как щиты.

Как избежать катастрофы.

"Маневр Шира - классический тактический прием, преподаваемый всем кадетам Имперского Флота. Названный в честь Великого Адмирала Шира, после того как он дважды использовал его чтобы избежать неблагоприятного боя с Военачальником еретиков Салитариусом во время битвы при Джуте."

http://www.rolemancer.ru/sections/123/Change%20Formation.jpg

И так, не смотря на все ваши усилия противнику удалось сманеврировать так, что он собирается поставить черточку на вашим Т. Наступает прекрасный момент для того, чтобы выполнить маневр Шира. Каждый корабль одновременно поворачивается на 90 градусов, чтобы моментально сформировать новое построение на уходящем курсе. Маневр Шира позволяет вам увеличить маневренность флота, не принося в жертву его построение.

Линейные корабли с торпедами

"Ракеты дальнего действия называют торпедами. Типичная противокорабельная торпеда имеет в длину более 200 футов и приводится в движение плазменным реактором, взрыв которого также может быть использован и для увеличения разрушающей силы боеголовки".

Множество имперских линейных кораблей несут приличных размеров носовые батареи торпедных аппаратов, являясь при этом кораблями, ведущими основной огонь с бортов. Для этого есть своя причина, но чтобы объяснить причину столь аномального решения мы должны, для начала, выяснить свойства торпед и линейных кораблей. Крупные боевые корабли испытывают большой недостаток маневренности, свойственный эскортным кораблям. Очень мала возможность того, что такой корабль будет вертеться на месте и совершать стремительные броски в сторону противника для запуска торпед и, даже сделав так, он нарушит построение. Тем более, что торпеды лучше использовать в больших количествах, дабы обрушить массированный удар на вражеские позиции. Тогда, какие бы маневры не предпринимала вражеская группа, некоторая часть торпед все равно попадет в цель.

Наилучший шанс выполнить значительную торпедную атаку Имперские корабли имеют на ранней стадии столкновения. Постройте корабли "строем фронта" и сближайтесь с противником в этом построении. В критический момент производиться одновременный запуск всех торпед на пересекающихся курсах. После чего Имперские корабли должны начать выполнять поворот на 90° для выполнения маневра Шира и перестроения в "строй кильватера", чтобы обрушить на врага всю мощь своих бортовых орудий. При удачном запуске торпеды нанесут повреждения кораблям противника, но главное, - чтобы ни случилось, его построение будет нарушено, а это создаст благоприятную ситуацию для последующей атаки. После второго поворота боевой линии и пересечения вражеского Т победа будем вам обеспечена.

Корабли эскорта.

"Когда боевой флот впервые входит в звездную систему, впереди него и на его флангах идут корабли эскорта, в задачу которых входит обнаружение и нейтрализация ловушек".

Никогда, никогда, никогда не пытайтесь использовать корабли эскорта в бою как линейные корабли. Эскорт не сможет выстоять под огнем боевого корабля. Эскорт должен уничтожать вражеские бомбардировщики, мины и торпеды, не давая им достигнуть вашей боевой линии, пока она не присоединится к битве. Если они нащупали вражеский флот, они должны сразу же отступить за свои боевые корабли. Наиболее используемая для них задача это защита флангов и тыла боевых кораблей.
Корабли эскорта посылаются против крупных боевых кораблей только в двух случаях. Первое, это добивание сильно поврежденных кораблей противника. Но так как обычно поврежденные корабли окружаются своим эскортом, то возникает трудность для его уничтожения. И для того, чтобы нанести эффективный удар, необходимо зайти со стороны кормы.

Второе обстоятельство, когда корабли эскорта могут быть противопоставлены вражеским кораблям, возникает в моменты отчаянных ситуаций. Например, когда вы вынуждены выполнять маневр Шира, часто бывает полезно произвести торпедный залп по кораблям противника. Все, что угодно, подойдет, если вам необходимо как-то отвлечь противника в тот момент, когда ваши корабли будут наиболее уязвимы.

Авианосцы в бою

"Ударно-штурмовые суда имеют различные размеры, от одноместных истребителей до больших и громоздких тяжелых бомбардировщиков. Ударно-штурмовые суда представляют собой достаточно трудную цель для крупных кораблей, потому как их небольшие размеры и высокая скорость позволяют им избегать огня".

Если вы командуете боевой группой, в состав которой входит только один авианосец, то самым лучшим будет расположить его в безопасности, в центре вашего построения.
На ранней стадии боя самым полезным действием будет является запуск истребителей боевого воздушного патруля (БВП) в дополнение к уже имеющемуся эскорту.
БВП хорошо использовать для борьбы с торпедами и бомбардировщиками. Позже, во время битвы можно будет запускать бомбардировщики для нанесения бомбовых ударов. Хоть их может и не хватить для нанесения серьезного удара в основном столкновении, но позволит добить сильно поврежденный корабль или даже атаковать неосторожный эскорт.

Если вам улыбнулось счастье и у вас есть три авианосца, их следует объединить в отдельную боевую группу и прикрыть эскортом. Расположите их за вашей основной боевой линии в безопасности, но достаточно близко для того чтобы оказать влияние на бой. Сначала нужно запустить истребители БВП и расположить их вместе с эскортом. Затем выстроить ударную группу из бомбардировщиков. Не стоит отправлять каждую, только что запущенную, волну бомбардировщиков, что бы пытаться атаковать корабли противника. Вместо этого надо держать все бомбардировщики рядом с боевой группой до тех пор, пока вы не накопите достаточные силы. В критический момент наносите свой удар в одной объединенной атаке. При этом необходимо будет решить, сколько БВП придется выделить как ударный эскорт для бомбардировщиков - помните - слабые сердцем не выигрывают сражений. Так же можно будет послать корабли эскорта, которые прикрывают ваши авианосцы для того, чтобы добить поврежденные корабли. Девиз адмиралов использующих авианосцы "Все или ничего", наносите удар не каплей, но ливнем!

Когда нарушается построение

"Успешное выполнение маневра "рассеяться" может привести к тому, что Имперский Адмирал будет застрелен на собственном мостике Флотским Комиссаром, однако зависит это от причины, побудившей Адмирала сломать строй".

Есть только две веских причины для того, чтобы нарушить построение. Первая заключается в том, что ваш флот находится перед лицом полного уничтожения. В этот момент, поданный вами, сигнал нарушить построение и бежать приводит к тому, что весь флот разбежится в разные стороны подобно мелкой рыбешке, на которую охотится акула. И если ваш противник сохранит свое построение, то он сможет уничтожить только несколько кораблей, прежде чем остальные убегут или выйдут из боя. Это подводит нас ко второй причине, по которой вы можете сломать строй - объявить большую охоту, когда ваша победа гарантирована и враг основательно разбит. Целью тогда будет уничтожение как можно большего количества вражеских кораблей, прежде чем паникующий враг сможет убежать от вашей праведной ярости.

Основные правила командующего космическим сражением:
1. Во время боя флот должен формировать линию
2. Маневрируйте для того, чтобы поставить черточку на вражеским Т
3. Используйте ландшафт для того, чтобы замаскировать маневры и избежать огня
4. Концентрируйте огонь
5. Не смотря ни на что сохраняйте строй, пока враг не разбит
6. Наносите удар ливнем торпед или бомбардировщиков

Лорд Ретмон скинул свою личину подобно неудобному плащу, как только позади него закрылись двери кабинета, изолировав его в личном мирке.
Он пересек комнату перекатывающейся походкой опытного моряка, приобретенной под светом тысячи чужих звезд. На столе стояла одинокая зеленая бутылка "Дикой змеи". Уж сколько раз Ретмону пришлось убеждать себя в его необходимости, оправдывая дороговизну доставки ликера тем, что он являлся напоминанием его скромного происхождения из самых низовий гигантского обиталища, хайва. Служащий Империи должен быть скромным, особенно, если он всеми чтимый Адмирал. Правда, иногда, в редкие моменты самооткровения, Ретмон признавался себе, что и вкус играл далеко не последнюю роль.
Черная кожа соскользнула с бутылки, когда он попытался открыть пробку. С проклятием адмирал сорвал перчатку, под которой оказалась на удивление нормальная человеческая рука. Ретмон некоторое время сжимал руку с частотой 59 ударов в минуту, прежде чем рассмеяться громким смехом, - если вы хотите обучать кадетов, то для начала вы должны научиться привлекать их внимание.